Кашатагский район

Кашатах-Карвачар

Карвачарский район

ПОЛИТИКО-АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

Имеющиеся данные научных источников, дают основание предполагать, что территория Карвачарского района с древнейших времен входила в общеполитическую и культурную сферы Армянского нагорья и, по крайней мере, начиная с расцвета Араратского (Урартского) царства, судьба края была неразделима от протекающих в Армении процессов. В 6-ом веке до н.э. край входил в состав Армянского государства. Во всей Восточной Армении это одно из первых мест, где начали распространяться идеи христианства (начиная с 5-го века епископский центр, монастырь Дадиванк, согласно легенде был основан во второй половине 1-го века, на месте могилы Дади, одного из семидесяти учеников погибшего мученической смертью апостола Тадевоса (Фаддея)). Согласно карте "Ашхарацуйц", в VII веке район являлся одной из 12 провинций исторической области Арцах средневековой Армении и именовался Вайкуник. С середины того же века до конца 8-го провинция, вместе со всем Арцахом, находилась иод властью арабов. С начала IX века стал постепенно крепнуть армянский княжеский род Араншахиков, представители которого самым энергичным образом принимали участие в борьбе против арабского ига, вместе с тем восстанавливая и сооружая оборонительные сооружения, крепости.До монгольского ига представители княжеского рода Вайкуник-Цара будучи в родственных связях с полководцами Захаридами (в частности, сестра князей Закарэ и Иванэ — Доп - была супругой местного князя, Асана)4 и пользовались покровительством последних.
В XII-XIII веках границы Цара или Верхнего Хачена заметно расширились. По всей видимости, причиной тому были владения княжны Доп, полученные от атабага Иванэ в качестве приданого, которые тянулись вдоль всего южного берега озера Севан - с Содка до участка Шохвага. Па востоке границы княжества достигали Аканаберда. Княжество Допянов сумело сохраниться в этих границах даже в начале XIV века. Во всяком случае, те же границы указаны в памятной записи евангелия, написанного в 1312-ом году в Хачакапском монастыре Таргманчац: "... Князь Армянский Григор, государь и господин Малого Сюника-Аядаберда и Акавна и высоких гор моря Гегамского, от Сота до Шахвага и провинции наши, называемые Сот Глух и Бердадзор и Чоханц, Хаскабакс, Атренис, Калер, Уриадзор и Хорвагет, Дваноц и со своим имением остался на родине в пределах своих четырех границ.." Княжеский дом Допянов понес большие потери при нашествии Тамерлана в 1387 году. Кроме того, население провинции Цар подверглось резне, погибли также князь Асан вместе с супругой Хондзой и сыновьями, "храбрыми и доблестными господами" Григором, Саргисом, Шаншэ, Джаншэ, Ахбугой и Шрваном. Несмотря на все это, княжеству Донянов удалось сохранить свое существование до конца XVI века. К этому времени, проникшим в некоторые провинции Восточной Армении тюркским элементам не удалось вторгнуться в пределы княжества. Цар, который с точки зрения обороны являлся крепким и надежным краем, стал надежным убежищем для многих армян, изгнанных со своих мест в результате турецко-персидских войн. Именно так было в 1552 году, когда часть армян, из-за опустошительного похода Шаха Тамаза на Западную Армению, нашла убежище "в богохранимой крепости Цар". С конца XVI века вместе со всей Восточной Арменией территория края также находилась под властью Персии. Однако, в 1603 году потомки сына Асана Допяна Джаншэ получили от Шаха Аббаса ратификацию их законного меликства над провинцией. Меликство Цара сумело сохранить свое существование до начала XVII века. За этот период были восстановлены церкви многих населенных пунктов и возведены новые. При покровительстве меликов были построены многочисленные общественные сооружения - мосты, родники и т. д. Из документов и эпиграфических надписей нам известны имена многих меликов того времени. В их числе были, например, великий князь Мирзаджан (пам. 1549 и 1552гг), мелик Баласан (пам. 1630г.)", Джангир-бек (пам. 1676 г.), Мелик Мирзахан (пам. 1684г., 1701г.), Мелик-бек (пам. 1717г.) и т.д. С начала XVIII века все чаще повторяющиеся набеги тюркских племен, грабительские нападения лезгин и непомерное налогообложение персов ввергли в безысходное состояние меликов и население провинции. В конце XVII века меликство Цара растворилось в меликствах Содка и Джраберда. Начало XVIII века для все еще однородного армянского населения края стало наиболее тяжелым и даже роковым периодом. Грабительские походы кавказских горцев, в частности, лезгин, следовали один за другим. С другой стороны, разные тюркские и курдские кочевые скотоводческие племена, которые задолго до этого овладели Куро-Араксскими степями, теперь уже зарились на богатые пастбища. Каждый год летом они со своими бесчисленными стадами начинали расползаться по пастбищам всей альпийской зоны края. В начале XVIII века, по примеру меликов Хамсы, подготовились к борьбе также армяне провинции Цар." На своей территории они тоже создали специальные стоянки войск - сгнахи. Однако, с конца 1720-ого года многие села провинции стали постепенно лишаться своего исконного армянского населения. Деарменизация получила массовые и беспрецендентные масштабы после 1724 года, когда, вопреки многочисленным обещаниям, данным до этого армянам Арцаха, российский император Петр Великий в целях обеспечения для России отвоеванных у Персии прикаспийских ханств заключил с Турцией договор, дав последней полномочия по всему Закавзазью (до Шемахи) поступать по личному усмотрению. Именно с этого времени по всему региону распространились османские армии, карая прежде всего армян Арцаха, которые, предводимые своими меликами и в надежде на помощь русских, осмелились подняться на борьбу за независимость. Во время начавшейся эмиграции, чем меньше на территории Карвачарского района оставалось армянских деревень, тем больше затруднялось положение остающихся и тем больше ускорялся процесс эмиграции последних. Еще в 1725 году, после посвящения в католикосы Григора архимандрита вместо усопшего католикоса Есаи (Григор был братом последнего), из послания управляющим, меликам и сельским старостам, где они ставились в известность об избрании нового католикоса и где излагалась просьба, как и прежде, сохранять верность святому престолу (Гандзасару), предводителям епархий и князьям, выясняется, что, помимо Гандзакской и Магавузской провинций, в провинции "Зарузибилу" ("Цара") в то время еще существовали армянские деревни. Основное переселение началось после 1725 года, и в течение двух-трех десятилетий провинция Цар почти полностью лишилась своего армянского населения. Кстати, в эти годы имело место беспрецедентное по своим масштабам переселение армян всего Арцаха. Эмигрировали все без исключения слои населения. Например, Гюлистанские мелики со своим народом нашли пристанище в городе Телав в Кахетии и, в находящейся в составе Грузии, провинции Бохнапор (Болнис) исторической армянской области Гугарк. Пополнились армянами также сам Тифлис и многочисленные села всего Картли. Только около ста сел основали арцахские армяне в провинциях Шаки и Ширван. А что касается армян провинции Цар, то их пристанищем также стала Грузия. В частности, известно, что армяне села Чиркин переселились в Тифлис, яншахцы обосновались в селе Табахмелик (ныне - с.Табахмела Гардабанского района), недалеко от Тифлиса, часть хутаванцев - в Шулавере и т.д. Уже в 1760-ых годах территория края почти полностью лишилась армянского населения (кроме села Хутаван и некогда резиденции епископа и епархиального, центра, монастыря Дадиванк, которым управляли немногочисленные служители). Путешествовавший по краю в начале 20-го века магистр Месроп писал: "Коренное армянское население, окруженное морем мусульман, будучи уже не в силах выдерживать неравную борьбу и будучи обманутым так называемым "Великим" русским "христианским" царем Петром, оставив свою исконную страну, встало на путь переселения в пустыни этого царя - в пустынные и безлюдные районы Моздока и Кизляра. В XVIII веке совершилось в малых масштабах то, что во время "великой войны" повторилось на большей части территории всей Армении". Начиная со 2-ой половины XVIII века опустевший горный край был открыт для кочевых племен. Но последние были в постоянном движении. В частности, в зимние месяцы они оставляли обширные летние пастбища и спускались в степи Утика и Арана Мугана с тем, чтобы на следующий год после таяния снегов вернуться вновь. Исследования показывают, что в момент проникновения кочевых племен на территорию провинции, хотя и в малочисленных населенных пунктах все еще оставались армяне. Во всяком случае, дошедшие до нас многочисленные переведенные или искаженные названия сел - тому красноречивое доказательство. Ведь новоприбывшие скотоводы могли узнать названия деревень лишь у местных жителей, и, приспособив их к своим языковым возможностям, таким образом исказить или подвергнуть их смысловому, либо буквальному переводу. Таковыми являются, например, Ерицашен (в переводе на русский - Иереево), которое переведено: Кешишкенд (кешиш = иерей, кенд = село), Хндзорек (по-армянски "хндзор" - "яблоко") -Алмалу (алмал = яблоко), Цртнот (по-армянски "цртнот" - "студеный", "холодный") - Союгбулах (союг = студеный, холодный, булах = родник), Апахен (по-армянски "апах" - "надежный", "хен" - " опора") - Башлибель (баш = главный, основной, бель = спина, опора), Езнарацанц (по-армянски "езн" - "бык", "арац" - "пастух") - Човдар (човдар - скоторынок, скотовод), Севджур (по-армянски "сев" - "черный", "джур" - "вода") - Карасу (кара = черный, су = вода) и т.п. В 1813 году территория края окончательно вошла в состав России, а в 1868 году административно стала частью Дживанширского уезда, который, в свою очередь, входил в состав новообразованной Елизаветпольской губернии. После присоединения края к России, по требованию правительства, некоторые группы кочевников стали постепенно оседать в нескольких селищах, однако до 1850-х годов они составляли незначительное число. Примечательно, что именно в этот период духовенство Арцаха и, в первую очередь, митрополит Багдасар, начали энергичную деятельность по законному возврату поместья из рук кочевников некогда принадлежавшего монастырю Дадиданк, закрепленного купчими крепостями. Последовательная, долголетняя борьба дала свои плоды и 140 тысяч десятин бывшей монастырской земли были вновь возвращены монастырю Дадиванк. Эти угодья составляют приблизительно половину нынешнего Карвачарского района и западные приграничные участки Мартакертского района НКР. Кстати, до установления советской власти монастырь всецело являлся хозяином этого огромного имения, на доходы которого он и существовал. Однако, после 1920-го года с установлением советских порядков и учреждением новой республики по имени Азербайджан, положение дел резко изменилось. Во-первых, Дадиванк запустел, лишившись всех своих владений, и, во-вторых, новосозданный Карвачарский район составил часть не Советской Армении или хотя- бы НКАО, а был просто "присоединен" к Азербайджану . Карвачар был превращен в отдельный район в составе Азербайджанской ССР. Таким образом, на территории исторической армянской провинции Цар или Верин (Верхний) Хачен в 1930 году был образован один из 60 административных районов Азербайджана - Кельбаджар (по названию исторического армянского села Карвачар), а одноименное село превращено в райцентр. С 1960-го года - поселок городского типа, а в 1980-ом году последний получил статус города. С 1988 года власти Азербайджана в числе прочих районов, граничащих с НКАО (Лачин, Кубатлы, Джебраил, Физули, Агдам, Мир-Башир, Касум-Исмаилов, Ханлар) Кельбаджар также превратили в опорный пункт для нанесения ударов по Арцаху с тыла. Однако мощная волна арцахской освободительной борьбы докатилась и до древнего армянского Карвачара. 30-го марта 1993г. освобождением Дадиванка начались и в считанные дни (3-го апреля был освобожден райцентр Карвачар) завершились действия по освобождению всего района.